ОГРАНИЧЕНИЯ НА РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ ВПРЕДВЕРИИ ВВЕДЕНИЯ ОСОБОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА.

Понятие разведения костра

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова определяет костёр как горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова костер – это горящая или сложенная для горения куча дров, сучьев или иного топлива.

То есть основным признаком костра является его возникновение в результате определенных действий граждан и ограничение территории горения. В этом его отличие от иных очагов возгорания (например, возникших в результате брошенного окурка, взрыва) или от поджогов, так как изначально разведение костра не предполагает прямого умысла на его бесконтрольное дальнейшее горение (например, как при сжигании сухой травы).

Под разведением костра следует понимать активные действия граждан, которые выражаются в сборе горючих материалов, сложении их в кучу, формировании импровизированного очага из камней (кирпичей) или металлических конструкций и т.п. При этом ключевым моментом является факт воспламенения собранных материалов, которое может быть произведено различными способами, в том числе с использованием легковоспламеняющихся жидкостей. В любом случае костер считается разведенным с момента появления открытого пламени на предназначенных для возгорания материалах.

Разведение костра само по себе может образовывать состав административного правонарушения, но вместе с тем может являться способом совершения иного административного правонарушения или преступления в зависимости от наступивших неблагоприятных последствий, о чем пойдет речь ниже.

Места, где запрещено разведение костров

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 30 этого же Федерального закона на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров.

В соответствии с пп. “а” п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках повреждённого леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелёвке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлёвки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь, в т. ч. костёр, после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землёй или заливается водой до полного прекращения тления.

Из п. 66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, следует, что на землях общего пользования населённых пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населённых пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведённых и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Не допускается разведение костров, сжигание тары и производственных отходов вблизи охраняемых объектов (пп. 5 п. 14 Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, утв. Приказом Минтруда России от 19.11.2020 N 815н).

В соответствии с п. 4.4 Правил пожарной безопасности на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.04.2016 N 186-ПП, на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве запрещается проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня (жаровни, барбекю, решетки, котлы) вне специально обустроенных площадок. Под специально обустроенной площадкой понимается площадка, свободная от зеленых насаждений, травяного покрова в радиусе не менее 2 метров, оборудованная информационным щитом, противопожарным инвентарем (лопата, ведро, емкость с песком), емкостью для сбора мусора и отдельно оборудованной емкостью для сбора углей.

Из изложенного можно сделать вывод, что выделяются две группы запретов на разведение костров. В первом случае запрет вытекает из места разведения костра (лес, земли сельхозугодий, территория, не оборудованная для разведения открытого огня, заповедники и т.п.), а во втором – время разведения (период действия особого противопожарного режима).

Ответственность за разведение костров в запрещенных местах

За нарушение правил и требований пожарной безопасности (в т.ч. за разведение костров) на территории предприятий и организаций наступает дисциплинарная ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ (ст. 192 ТК РФ), а также административная ответственность (ст. 20.4 КоАП РФ).

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах наступает административная ответственность (ст. 8.32 КоАП РФ).

Так, независимо от наличия особого противопожарного режима разведение костра в лесу после схода снежного покрова образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования” (ред. от 30.11.2017) разъяснено, что в случаях нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах следует разграничивать преступления, предусмотренные ст. 261 УК РФ, и административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена ст. 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на расположенных вне лесопарковых зелёных поясов земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделённых противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ.

Действия (бездействие), указанные в абз. 2 и 3 указанного пункта, в случае их совершения в лесопарковых зелёных поясах подлежат квалификации по ч. 2.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный ст. 261 УК РФ, и подлежит квалификации по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Комментирование запрещено